Семинар
Работа с гособоронзаказом в 2022 году. Порядок ведения раздельного учета, ценообразование, взаимодействие с банками и казначейством, разъяснения ФАС. Контроль в сфере ГОЗ. Экспертный семинар.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
1. Система нормативно-правового регулирования государственного оборонного заказа (ГОЗ) 2022-2023 года.
Система размещения и исполнения государственного оборонного заказа – состояние и направления развития в 2022 г.:
- Какие нормативно-правовые акты необходимо держать «под рукой» для своевременного реагирования на вызовы современной модели ГОЗ? Краткий обзор федеральных законов, вышедших в 2022 году в развитие законодательства о гособоронзаказе;
- Влияние Контрактной системы закупок (44-ФЗ) на регулирование поставок для предприятий ОПК;
- Обеспечение встречных требований прозрачности закупок и сохранения гостайны.
- Роль и задачи предварительных квалификационных отборов для решения программ локализации производств для импортозамещения
Обзор ключевых изменений и дополнений в законодательстве РФ для заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа:
- Постановление Правительства РФ № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному Заказу»;
- Особенности проведения закрытых аукционов в электронной форме в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 1428 (в ред. ПП № 1476); нормативно-правовая база осуществление торгов АСТ-ГОЗ
- 275 ФЗ в редакции 481-ФЗ;
- Приказ Минфина России N 221н (Об утверждении критериев приостановления операций по лицевым счетам, открытым в ТО ФК при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа);
- Приказ Минфина России N 220н (Об утверждении Порядка осуществления ТО ФК санкционирования расходов при казначейском сопровождении целевых средств); Федеральный закон 263-ФЗ (Новая редакция 275-ФЗ в отношении уполномоченных банков)
- Федеральный закон N 469-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 УПК РФ»;
- Изменения в 223-ФЗ (496-ФЗ и 505-ФЗ) и в 44-ФЗ (504-ФЗ);
- Постановление Правительства Российской Федерации № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности»;
- Приказ Минпромторга России №334 (замена Приказа Минпромэнерга России № 200);
- Приказ Министра обороны РФ № 554. Содержание Отчета, методика заполнения форм Отчета. Сроки, процедуры предоставления и истребования Отчета. Внесение сведений в ЕИС ГОЗ. Приказ Министра обороны РФ № 670;
- Постановление Правительства РФ № 1680;
- Приказ ФАС России №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу;
- Изменения в 223-ФЗ (496-ФЗ и 505-ФЗ) и в 44-ФЗ (504-ФЗ);
- Указ Президента РФ N 5 «О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне».
2. Формирование цен на продукцию ГОЗ с учетом введений единых правил ценообразования при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.
- Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, утвержденное постановлением Правительства РФ № 1465. Структура и содержание нового Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
- Новые принципы и подходы к формированию цен на оборонную продукцию: цели разработчиков Положения, влияние на работу Исполнителей ГОЗ. «Мотивационная модель ценообразования в сфере ГОЗ»;
- Новые методы определения цен и установления начальной (максимальной) цены закупки: порядок формирования и обоснования;
- Модифицированный «затратный метод»;
- «Индексный» метод расчёта цен;
- «Метод анализа рыночных индикаторов»;
- «Метод сравнимых цен»;
- Базовые цены продукции и порядок их применения;
- Порядок определения прогнозных цен;
- Временной диапазон планирования цен;
- Регламент перевода ориентировочной цены в фиксированную цену, в т.ч. поставляемую единственным поставщиком.
- Приказ ФАС России №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
3. Актуальные вопросы раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках ГОЗ
- Руководящие документы для организации раздельного учета. Принципы организации раздельного учета;
- Противоречия действующего законодательства о государственном оборонном заказе в части раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- Взаимосвязь бухгалтерского и раздельного учета, а также их ключевые различия;
- Отчетная документация по раздельному учету;
- Накладные расходы. Распределение прямых и косвенных затрат. Внепроизводственные затраты. Обоснование и подтверждение распределения накладных расходов в разрезе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, в т.ч. заработной платы административного персонала, электроэнергии, аренды производственных или офисных помещений и т.п. Практические рекомендации по распределению накладных расходов между различными государственными контрактами;
- Особенности учета затрат на ремонт, сервисное обслуживание и проведение НИОКР по контрактам ГОЗ. Практические рекомендации по разработке и заполнению карточки учета таких фактических затрат;
- Возмещение собственных затрат и прибыли, оптовые закупки и формирование складских запасов: их отражение в раздельном учете. Взаимосвязь с формированием карточки учета фактических затрат по каждому государственному контракту. Как влияет метод списания затрат на себестоимость оборонной продукции?
- Подтверждение перед государственным заказчиком и головным исполнителем ранее понесенных расходов: необходимые документы;
- Особенности ведения раздельного учета с учетом требований Военной приемки;
- Ответственность за отсутствие или нарушение (искажение) ведения раздельного учета. Примеры из арбитражной практики.
- Особенности организации раздельного учета затрат в соответствии с Постановление Правительства РФ №47 в редакции Постановления № 543. Состав и содержание расходов предприятия. Методика распределения прямых и косвенных затрат. Внепроизводственные затраты. Обоснование и подтверждение распределения накладных расходов в разрезе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, в т.ч. заработной платы административного персонала, электроэнергии, аренды производственных или офисных помещений и т.п. Оптовые закупки и формирование складских запасов. Как взаимодействуют кассовый метод и метод начислений затрат в системе раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности?
4. Казначейство и уполномоченные банки.
Основные различия между банковским и казначейским сопровождением. Теперь ГОЗ сопровождают и уполномоченные банкиры и федеральные казначеи: чем похожи и чем отличаются друг от друга системы сопровождения бюджетных средств? Может ли казначейское сопровождение быть альтернативой банковскому сопровождению оборонных контрактов?
Банковское сопровождение ГОЗ:
- Банковское сопровождении ГОЗ: как созданная схема позволяет из Москвы увидеть на что и для чего перечисляются деньги;
- Что такое кооперация сопровождаемых сделок и производственная кооперация в сфере ГОЗ. Чем в кооперации Поставщик отличается от Исполнителя и можно ли их заставить открывать отдельные банковские счета?
- Идентификатор государственного контракта по ГОЗ. Порядок предоставления доступа к информации, находящейся в единой информационной системе банковского сопровождения, содержащей информацию о расчетах по ГОЗ;
- Увеличение количества разрешенных операций, изменения и с запрещенными операциями;
- Оформление платежных поручений. Реестр обосновывающих документов.
Казначейское сопровождение средств, полученных по госконтрактам, контрактам при исполнении ГОЗ:
- Правовое регулирование. Что подлежит казначейскому сопровождению в 2022 году?
- Открытие лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса;
- Схема казначейского сопровождения государственных контрактов. ИГК при казначейском сопровождении. Малые контракты – деньги на расчетный счет предприятия. На какие цели разрешается перечисление средств на расчетные счета Исполнителей гособоронзаказа в кредитной организации;
- Обязательные условия, включаемые в государственные контракты, контракты (договоры) при казначейском сопровождении. Документы, необходимые для санкционирования расходов с лицевых счетов в казначействе;
- Что проверяет Казначейство при санкционировании целевых расходов исполнителя, соисполнителя;
- Постановление Правительства РФ № 1819 “Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”;
- Приказ Минфина России N 290н (Об утверждении критериев приостановления операций по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа);
- Приказ Минфина России № 259н “Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
- Приказ Минфина России № 4н “О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом N 380-ФЗ “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”
- Приказ Федерального Казначейства № 3н «Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 380-ФЗ “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”
- Другие нормативно-правовые акты, которые необходимо держать «под рукой» Исполнителю ГОЗ, регламентирующие казначейское сопровождение государственных оборонных контрактов в 2022 г.
- Практические вопросы работы в рамках казначейского сопровождения средств, получаемых по контрактам ГОЗ.
5. Ценообразование контрактов ГОЗ. Формирование цен на продукцию по ГОЗ и государственное регулирование ценообразования:
- Новые правила определения цен, прибыли и обоснования уровня затрат по контрактам ГОЗ. Проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”;
- Влияние способа выбора Исполнителя на ценообразование в сфере ГОЗ;
- Тендерные отборы Исполнителя: правила определения начальной (максимальной) цены контракта. Рекомендации ФАС по проведению торгов, обеспечивающих принцип «чем больше я плачу налогов государству, тем дороже я продаю товар государству»;
- Закупка у единственного поставщика: государственное регулирование ценообразования на всех этапах планирования, исполнения и завершения контракта в сфере ГОЗ;
- Состав затрат, принимаемых в качестве основы себестоимости при определении цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Методы ценообразования и формула рентабельности оборонной продукции. Можно ли предприятию получить финансовый результат более 20%?
- Как согласовать контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся закрытых процедур. Причины несогласования контракта с единственным поставщиком. Когда закупку признают несостоявшейся? Когда и как подавать обращение в ФАС и как антимонопольный орган рассматривает обращение;
- Возможность увеличения сметы в рамках заключенного гос. контракта. Что делать если у Поставщиков цены полезли вверх, а контракт выполнять надо?
6. Целевое использование средств
Целевое использование средств государственного оборонного заказа: управление рисками при исполнении обязательств по контрактам ГОЗ.
- Учетная политика предприятия: что сделать для создания Учетной политики, как надежного инструмента регулирования процессов распределения средств на отдельных счетах предприятий?
- Критерии обоснованности затрат и их документальное подтверждение;
- Практические рекомендации порядку обоснования себестоимости и прибыли при формировании цен на продукцию оборонного назначения. Вопросы определения состава затрат при наличии требований к правомерному их включению в себестоимость продукции. Определение точки безубыточности производства продукции. Можно ли предприятию получить финансовый результат более 20%?
- Уровень рентабельности в цене продукции, поставляемой участниками кооперации. Управление рентабельностью при выполнении контрактов по ГОЗ. Соотношение расчетного и экономически обоснованного уровней рентабельности при определении прибыли в составе цены на продукцию по ГОЗ. Обоснование дополнительного уровня рентабельности при необходимости направления части прибыли на развитие производства;
- Другие проблемные вопросы обоснования состава и величины накладных расходов, включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и пути их решения. Соответствие предконтрактного и контрактного ценообразования. Соотношение прогнозных и начальных (максимальных) цен контрактов ГОЗ;
- Анализ контролирующими органами состава затрат, принимаемых для формирования себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ;
- Меры по снижению рисков привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований целевого использования государственных средств при выполнении контрактов ГОЗ;
- Можно ли применить «перекрестное» финансирование с нескольких отдельных счетов для исполнения гособоронконтрактов?
7. Система контроля в сфере ГОЗ. Проверки ФАС.
- Функции ФАС, полученные для государственного контроля. Краткий обзор основных статей Кодекса об административных правонарушениях (КОАП), применяемых при реализации контрольных функций антимонопольными органами. Примеры из арбитражной практики;
- Межведомственная система контроля бюджетных средств, а также Уполномоченные банки – опорные точки и основа мониторинга движения целевых финансовых ресурсов. Как открыть личный кабинет в единой информационной системе гособоронзаказа (ЕИС ГОЗ) и какую информацию в нем можно получить?
- Значение идентификатора государственного контракта (ИГК) в сборе и мониторинге движения денежных средств при исполнении контрактов в сфере ГОЗ. Какую информацию для Исполнителей нижних уровней кооперации можно почерпнуть из ИГК?
- Каких госзаказчиков ГОЗ нужно знать в 2020 году? Кто такие «иные» государственные заказчики ГОЗ и почему их отделили от межведомственной системы контроля за расходами бюджетных средств Министерства обороны РФ?
8. Критерии обоснованности затрат и их документальное подтверждение с учетом изменений законодательства:
- Новый состав обосновывающих документов при формировании цен на продукцию ГОЗ. Приказ ФАС России №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №1465» (далее – Приказ №1138/19). Порядок вступления в силу и сфера применения. Новые положения приказа №1138/19 и отличия от старой редакции приказа ФАС России №116/18. Обзор ключевых изменений и дополнительные требования к составу представляемых документов. Основные процедуры и порядок применения различных приложений и форм, утв. Приложениями к Приказу №1138/19.
- Практические рекомендации порядку обоснования себестоимости и прибыли при формировании цен на продукцию оборонного назначения и по подготовке расчетно-калькуляционных материалов (РКМ) при формировании цены продукции. Вопросы определения состава затрат при наличии требований к правомерному их включению в себестоимость продукции. Определение точки безубыточности производства продукции. Состав форм и порядок заполнения РКМ. Состав и формы обосновывающих документов при использовании различных методов определения цен продукции. Состав пакета РКМ при серийных поставках, выполнении работ (НИОКР, ремонт, утилизация и пр.), оказании услуг. Особенности формирования цены и расшифровки затрат при поставках продукции (товаров, работ, услуг) с длительным технологическим циклом. Порядок обоснования материальных затрат и затрат на услуги сторонних организаций. Требуемый формат РКМ (состав, объем и ограничения по формам) при формировании цен участниками кооперации.
- Уровень рентабельности в цене продукции: Управление рентабельностью при выполнении контрактов по ГОЗ. Соотношение расчетного и экономически обоснованного уровней рентабельности при определении прибыли в составе цены на продукцию по ГОЗ. Обоснование дополнительного уровня рентабельности при необходимости направления части прибыли на развитие производства.
- Основные экономические показатели (нормативы) и сводные показатели, применимые при подготовке РКМ. Перечень основных экономические показатели (расчетные значения и нормативы). Порядок обоснования показателя средней заработной платы. Сведения об объемах поставки продукции, как сводная (итоговая) фор проверки корректности применения расчетных значений (ОЗП, ДЗП, ОПР, ОХР и пр.). Расшифровка трудоемкости. Командировочные расходы.
- Косвенные расходы, новые правила формирования смет накладных расходов при поставках по ГОЗ.
9. Автоматизация учёта: БУ, документооборот
- Раздельный учёт. Формирование субсчетов и групп номенклатуры в зависимости от специфики деятельности. Требования к внесению изменений в базу данных. Ограничения существующих программ (1С), возможные пути решения. Структурирование справочников, описание бизнес-процессов, постановка задачи программисту для доработки форм;
- Организация документооборота. Автоматизация. Автоматизация регистрации входящей и исходящей корреспонденции, требования (шифр документа, формирование базы данных, резервирование). Работа с государственной тайной. Учет и согласование договоров, взаимосвязанные договоры, договоры в рамках кооперации. Внесение изменений, прерывание договора. Работа с государственной тайной. Автоматизация внутреннего документооборота – организационно-распорядительная документация (распоряжения, приказы), организация уровней доступа. Работа с государственной тайной. Автоматизация внутренней электронной почты.
10. Защита интересов исполнителей/соисполнителей контрактов ГОЗ. Процедуры обжалования результатов торгов в ФАС. Новый порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере ГОЗ
- Глава 5.2 в 275-ФЗ, регламентирующая процессуальные вопросы возбуждения и рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере ГОЗ;
- Виды ответственности за нарушения требований законодательства о гособоронзаказе;
- Регламент обжалования результатов торгов в ФАС;
- Комиссия по рассмотрению дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ, формируемая контролирующим органом: права и обязанности комиссии, порядок работы, процессуальные документы и акты, предписания; порядок рассмотрения комиссией дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ;
- Возбуждение дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ: основания возбуждения, форма и процедура подачи заявления истцом, прилагаемые документы;
- Основания прекращения рассмотрения дела комиссией. Порядок и основания пересмотра вынесенного комиссией решения о нарушении законодательства в сфере ГОЗ в связи с вновь открывшимися обстоятельствами; предмет обжалования и порядок обжалования решений комиссии;
- Особенности проведения проверок компаний, работающих в рамках ГОЗ. Налоговые и полицейские проверки;
- Арбитражная практика по спорам, связанным с исполнением госконтрактов в соответствие с 275ФЗ;
- Рекомендации участникам закупок в сфере ГОЗ по защите своих законных прав.
275ФЗ, ГОЗ, гособоронзаказ
Актуальность темы
Практика исполнения оборонных контрактов обозначила существенный недостаток финансирования ГОЗ. С одной стороны, бюрократический механизм распределения имеющихся авансов не успевает направить денежные средства по всей глубине кооперации. С другой стороны, многие поставщики товаров, работ, услуг не хотят открывать отдельные банковские счета. Основными учебными целями данного курса является анализ имеющихся в настоящее время источников пополнения финансовых ресурсов предприятий-участников ГОЗ, формирование финансовой модели для оценки рентабельности контрактных обязательств, изучение и разбор практических нюансов и особенностей схем возмещения ранее понесенных расходов на производственные заделы, учет запасов и их маркировка идентификатором для оборонных контрактов, распределение затрат для калькулирования прогнозных цен или фактической себестоимости, а также выявление и анализ источников организационных проблем предприятий-участников ГОЗ при исполнении контрактных обязательств. Не менее важными для сотрудников предприятий ОПК, принимающих решения, связанные с исполнением государственных оборонных контрактов, являются вопросы по казначейскому и банковскому сопровождению: – Отличия казначейского и банковского сопровождения; – Когда можно воспользоваться средствами с лицевого счета и как обосновать расходы? – Другие сложности взаимодействия с Территориальными органами и УКС Федерального казначейства и пути их решения. – Банковское сопровождение: какие существуют способы возмещения ранее понесенных расходов с отдельного счета для предупреждения «зависания» денежных средств? – Что нужно организовать и сделать предприятию, чтобы не попасть под штрафные санкции и прибыльно работать? Также все более актуальной становится тема снижения рисков привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований целевого использования государственных средств при выполнении контрактов ГОЗ. Поиску ответов на эти и многие другие актуальные и зачастую сложные и спорные вопросы повседневной практики посвящен данный семинар.
Для кого этот семинар
Руководящий состав предприятий ОПК; руководители и специалисты финансовых, экономических и юридических служб, а также сотрудники других коммерческих подразделений предприятий оборонно-промышленного комплекса, заказчиков, участников и исполнителей ГОЗ; представители военной приемки МО РФ; представители экспертных групп Правительства РФ.